Основатель американского сайта знакомств OKCupid Кристиан Раддер считает, что достаточно трёх вопросов, чтобы узнать, есть ли будущее у ваших отношений.
- Любишь ли ты фильмы ужасов?
- Ты когда-нибудь путешествовал в чужой стране один?
- Как тебе идея бросить всё и поселиться на корабле?
Раддер выяснил, что большинство клиентов брачных агентств, ответивших одинаково на эти вопросы, в итоге составляют пару. Крупнейшие мировые агентства по поиску пары – OKCupid, Match.com, eHarmony и многие другие, собирают подобную информацию, заваливая пользователей вопросами, когда те регистрируются на сайте.
Количество вопросов может доходить до четырёхсот, и все данные сортируются и архивируются. Например, Match.com заявляет, что его хранилище информации составляет 70 терабайт. Анализируя большие объёмы информации, агентства предлагают своим пользователям более точный подбор пары. А чем больше клиентов остаются удовлетворёнными, тем больше прибыль агентства.
Как показали исследования компании IBISWorld, рынок таких услуг в США приносит прибыль около двух миллиардов долларов в год. По оценкам, каждый десятый взрослый житель США пользовался услугами брачных агентств. А рынок мобильных приложений той же тематики с одного миллиарда долларов в 2011 году по прогнозам вырастет до 2,3 млрд в 2016-м.
Но есть одна проблема: людям свойственно лгать. Чтобы представить себя в лучшем свете, пользователи не всегда дают точную информацию о себе. Мужчины обычно привирают по части роста, веса и годового дохода, а женщины – возраста, веса и фигуры. Помимо преднамеренной лжи, многие предоставляют о себе ложную информацию совершенно ненамеренно, считает Кристиан Раддер. Например, пользователь может полагать, что знает классическую музыку, но анализ плейлиста в iTunes, например, даст совсем другую картину его музыкальных пристрастий.
Неточные данные зачастую ведут к неправильному подбору пары. Именно поэтому некоторые агентства знакомств пытаются получить информацию о своих пользователях из других источников. С разрешения клиента агентства могут получить доступ к разным источникам информации, например, о его поисковой истории в браузере, о фильмах, просмотренных через Netflix и Lovefilm, или о покупках в онлайн магазинах – таких, как Amazon.
Но проблема здесь кроется и в том, что никто не знает, какой объём информации нужен для составления портрет пользователя. “Мы обнаружили, что ответы на некоторые вопросы действительно дают полезную информацию, но если собирать больше данных, чем это необходимо, отдача уже не так велика”, – говорит Кристиан Раддер.
Однако это не останавливает агентство Hinge, расположенное в Вашингтоне, от сбора информации о своих клиентах в социальной сети Facebook. Эти данные, скорее всего, будут точными, ведь они подтверждены друзьями, считает основатель компании Джастин Маклеод. “Ты не можешь соврать насчёт своего образования, потому что кто-то из друзей наверняка заметит это”, – говорит он. Также можно сделать некоторые заключения, наблюдая за друзьями пользователя, считает Маклеод. “Даже тот факт, что ты чей-то друг, – это уже полезная информация”, – говорит он. Поэтому Hinge предлагает своим пользователям искать общих друзей.
“Если в твоих предпочтениях указана финансовая сфера или тебе больше нравятся друзья Энн, а не друзья Боба, у нас есть больше шансов составить правильную пару”, – объясняет Маклеод.
Правда, при таком методе, количество подходящих партнёров может быть очень велико – ведь количество друзей в социальных сетях у некоторых клиентов Hinge доходит до семисот.
Между тем оказывается, что можно составить подходящие пары и без личных вопросов пользователям. Работающий в университете Айовы эксперт в бизнес-аналитике и анализе социальных сетей доктор Канг Чжао создал систему поиска совместимости, основанную на технике, известной в маркетинге как “совместная фильтрация”.
Система доктора Чжао наблюдает за поведением пользователей во время серфинга по партнёрским сайтам знакомств, а также за ответами, которые он получает от других пользователей.
“Если вы – молодой человек, то мы можем найти людей, которым нравятся такие же девушки как вам, что говорит о похожих вкусах. Мы можем найти людей, получавших ответы от девушек в вашем вкусе, что говорит о взаимном интересе, а потом уже обработать эти данные и найти вам пару “, – поясняет он.